Первая попытка реализовать IP-телефонию была предпринята в 1983 году в Кембридже, Массачусетс. В состав оборудования рабочих станций, закрепленных за отдельными проектами Интернет, была включена так называемая «речевая воронка», выполнявшая функции оцифровки речи, пакетирования и передачи пакетов через Интернет между офисами. Немногочисленные студенты и энтузиасты IP-телефонии первого поколения должны были использовать на каждом конце одно и то же клиентское программное обеспечение, находиться в режиме подключения к системе в момент вызова, проводить значительную часть времени, изменяя регулировки громкости и компрессии в попытках устранить эхо, чтобы получше слышать друг друга. Качество речи портили длинные паузы, вызванные переменной задержкой пакетов, обрезанная речь, получавшаяся в результате потери пакетов, эхо обратной связи из-за близкого расположения громкоговорителя компьютера и микрофона. Открытие IP-телефонии как профессиональной технологии совершила израильская компания VocalTec, сумевшая к 1995 году собрать воедино достижения в области цифровой обработки сигналов, кодеков, компьютеров и протоколов маршрутизации, чтобы сделать реальными разговоры через Интернет без оглядки на расстояние между абонентами и длительность разговора.
Первый в истории подход к построению сети IP-телефонии на стандартизованной основе был предложен Международным союзом электросвязи (ITU) в рекомендации Н.323. В 1996 году появилась ее первая версия.
Поначалу в качестве сервера сигнализации в сетях IP-телефонии выступал контроллер домена (gatekeeper), базирующийся на рекомендациях Н.323. Первая версия сигнального протокола Н.323, разработанная в 1996 году, была ориентирована на проведение видеоконференц-связи в пакетных сетях с непредсказуемым качеством обслуживания. Но к моменту ее появления достоинства и недостатки IP-сетей оказались уже достаточно хорошо изученными; применение в таких сетях различных механизмов управления трафиком и позволило осуществить интеграцию голоса и данных. В традиционной телефонии также использовалось цифровое уплотнение речевого сигнала на участках межстанционных соединительных линий, поэтому бизнес-модель операторской IP-телефонии возникла не сама по себе.
Другой прикладной областью IP-телефонии стала организация корпоративных систем связи. В этом случае мотивами внедрения технологии VoIP послужило стремление компаний к сокращению расходов на поддержание инфраструктуры корпоративных сетей и к обеспечению более удобной работы своих сотрудников. Поэтому сейчас в типовое архитектурное решение для IP-телефонии помимо шлюзов и управляющих серверов входят телефонные аппараты, связывающиеся между собой непосредственно по протоколу IP.
Такой принцип построения системы IP-телефонии позволил начать интеграцию нового класса сервисов и абонентских устройств. Кроме того, было преодолено ограничение на длину абонентской линии, свойственное традиционным цифровым АТС (стандартная длина абонентской линии ISDN не превышает 1 км, «фирменные» стандарты увеличивают это расстояние до 3-5 км). Использование глобальной IP-сети обеспечило возможность доступа к корпоративным сервисам абонентов, даже находящихся на другом материке.
Рекомендация Н.323 предусматривает довольно сложный набор протоколов, который предназначен не просто для передачи речевой информации по IP-сетям с коммутацией пакетов. Его цель – обеспечить работу мультимедийных приложений в сетях с негарантированным качеством обслуживания. Речевой трафик – это только одно из приложений Н.323, наряду с видеоинформацией и данными. Достижение совместимости Н.323 с различными мультимедийными приложениями требует значительных усилий.
Сети на базе протоколов Н.323 ориентированы на интеграцию с телефонными сетями и могут рассматриваться как сети ISDN, наложенные на сети передачи данных. Процедура установления соединения в таких сетях IP-телефонии базируется на рекомендации Q.931 и аналогична процедуре, используемой в сетях ISDN.