В 1879 году состоялся первый телефонный разговор на линии Санкт-Петербург – Малая Вишера. 28 августа (9 сентября) 1881 г. в Комитет министров поступила докладная записка министра внутренних дел об устройстве в России городских телефонных сообщений.
Комитетом министров было принято: «Устройство и содержание городских телефонных сообщений общего пользования представить частным предпринимателям по выбору их Министром внутренних дел и по контрактам, заключенным с ними телеграфным департаментом».
25 сентября (7 октября) 1881 г. были утверждены «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений».
2 ноября 1881 г. Телеграфный департамент с согласия Министерства внутренних дел заключил концессионный контракт с частным предпринимателем фон Барановым на строительство и эксплуатацию сроком на 20 лет первых пяти телефонных сетей общего пользования в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве и Риге. С условием построить в 1882 г. и открыть в Санкт-Петербурге 1 июля телефонную станцию на 200 абонентов. Из-за границы уже были получены 50 стоек, 6000 кг проволоки, 5000 изоляторов, 400 аппаратов, 125 кг комнатной проволоки и 6 коммутаторов. Но предприниматель фон Баранов, не приступая к строительству, за крупную сумму переуступил концессию на строительство и эксплуатацию ГТС в России международной компании телефонов «Белла» (Александр Белл (1847-1922)). Представителем компании в России и ее главным управляющим был Александр Францевич Кох. Во многом благодаря его энергии, постоянному контакту с Телеграфным департаментом и Министерством почт и телеграфов в июле 1882 г. в пяти важнейших городах России появилась телефонная связь.
Первый телефон Белла 1875 г.
1 июля 1882 г. были включены на ГТС в Санкт-Петербурге 128 абонентов, среди которых были Медно-прокатный трубный завод, Санкт-Петербургский учетный и ссудный банки, Правление Балтийской железной дороги, Управление Санкт-Петербургского обер-полицмейстера, редакция газет «Голос», «Новое время», «Новости», завод и контора Гука, канцелярия лейб-гвардии Семеновского полка, гостиница «Демут», Биржа, и др.
29 октября 1882 г. Александр Кох сообщил в Телеграфный департамент: «С согласия Его Сиятельства Господина Министра Внутренних Дел Телеграфный департамент продолжил по 29 октября текущего года, то есть до сего дня, срок, предоставленный Международной компании, для включения в телефонную сеть двухсот пунктов в Санкт-Петербурге и Москве. Ныне в Санкт-Петербурге насчитывается до 259 соединенных пунктов, а в Москве – 200, о чем имею честь довести до сведения Департамента».
Окончание работ по устройству всех сооружений, указанных ГТС задерживалось, и лишь 30 октября 1882 г. началась нормальная эксплуатация ГТС в Санкт-Петербурге, рассчитанная первоначально на 259 абонентов.
Задержка с введением полной емкости была обусловлена следующими причинами: новизна телефонного дела; отказ абонентов-дачников от установки телефона ранее их возвращения в город; обременительность абонентной платы; проволочки Городской Управы относительно разрешения прокладки телефонной линии через Неву; отказ как со стороны частных домовладельцев, так и со стороны Городской Думы дать добро на установку стоек для телефонных проводов на крышах зданий.
Первая ручная телефонная станция общего пользования системы МБ, без многократного поля, с однопроводными абонентскими линиями в Санкт-Петербурге была смонтирована в доме на Невском проспекте, дом 26. Станционное оборудование данной телефонной станции первоначально состояло из шести однопроводных бесшнуровых коммутаторов на 50 номеров каждый, с возможностью последующего расширения до 1000 номеров. Каждый коммутатор был оборудован: сигнальными клапанами, индуктором для вызова абонента, микрофоном и телефоном для переговоров телефонистки с абонентом.
При составлении проекта на строительство ГТС в Санкт-Петербурге предусматривалось строительство двух телефонных подстанций в Василеостровском районе и Выборгской стороне.
Линейные сооружения первой телефонной станции во время эксплуатации фирмой «Белла» были построены в основном из подвесных однопроводных линий. В Санкт-Петербурге была построена большая воздушная строечно-столбовая сеть из подвесных проводов, отходящих от центральной стойки на крыше дома № 26 по Невскому проспекту. Высота данной стойки достигала 13 метров над крышей дома. На ряде стоек, установленных на крышах зданий, количество подвешенных проводов составляло до сотни, при этом количество их увеличивалось по мере притяжения к телефонной станции.
Устанавливаемый телефонный аппарат состоял из микрофона БЛЭ-Ка, телефонной трубки Белла, гальванической батареи, индуктора с вращающейся ручкой и сигнального звонка. Телефонные аппараты были несовершенной конструкции, трубка состояла из одного телефона, микрофон был смонтирован на доске аппарата, что заставляло разговаривающего нагибаться для приближения рта к микрофону и во время разговора находиться в неудобном напряженном положении.
Плата составляла 250 рублей в год за телефонный аппарат, если удаленность от центральной станции, которая располагалась в доме № 26 по Невскому проспекту, не превышала 3-х верст (почти 3 км 200 м). За каждую «лишнюю» версту вносилась добавочная плата в пределах 50 рублей. Правительственные и городские учреждения оплачивали 50% установленной таксы.
Условия труда на Петербургской телефонной станции были тяжелые: на станции во время работы было очень шумно и это нервировало телефонисток, вызывая ряд неправильных соединений. На должность телефонисток принимались обычно девушки в возрасте 18-25 лет, ростом не менее 165 см, с длинной туловища в сидячем положении и вытянутыми вверх руками не менее 128 см (для лучшего охвата клавиатуры коммутатора), и обязательно незамужние: им запрещалось вступать в брак, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении». Так же они должны были обладать хорошим зрением, слухом и внятным произношением.
После открытия и задействования городской телефонной станции в Санкт-Петербурге фирмой Белла продолжались по дальнейшему строительству и расширению станционных и линейных сооружений. Были проложены и смонтированы кабели через р. Неву по Тучкову мосту и Самсоновскому мосту (мост Свободы), что обеспечило дальнейшее подключение новых телефонов Петербургской и Выборгской стороны. На 1 января 1886 г. задействованная емкость Петербургской ГТС была 940 телефонов, а в начале 1890 г. – 1320 телефонов.
К 1 февраля 1883 года были проведены линии длиной 30 верст 11 саженей, подвешено 915 верст 17 саженей проводов, установлено 358 аппаратов и проложен через Неву у Никрасовского моста 16-жильный кабель длиной 215 саженей.
В 1883 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый телефонный переговорный пункт на Невском пр., 26 в помещении телефонной станции. В дальнейшем были открыты переговорные телефонные пункты на Калашниковской пристани, в помещении Биржи, в портовой и сухопутной таможнях. Плата за пятиминутный разговор взималась 25 копеек.
Растущая потребность в дальнейшем развитии городской телефонной связи требовала срочного расширения и реконструкции телефонных сооружений. Компания Белла в начале 90-х годов были выполнены работы по строительству новой телефонной станции на 3000 номеров и расширению линейных сооружений.
Станционное оборудование новой телефонной станции было смонтировано в доме № 29 по ул. Б. Конюшенной, где были установлены однопроводные шнуровые коммутаторы с многократным полем системы МБ, емкостью 200 номеров каждый.
27 апреля 1891 г. новая ручная телефонная станция системы МБ с монтированной емкостью 3000 номеров была введена в эксплуатацию, абонентские линии действующих номеров с телефонной станции на Невском проспекте, 26 были переключены на новую телефонную станцию, и первая телефонная станция была демонтирована. Одновременно были проведены работы по расширению Василеостровской телефонной подстанции, и ее монтированная емкость составила 900 номеров.
К сроку окончания концессии Международной компании Белла в Санкт-Петербурге эксплуатировались две телефонные станции общей емкостью 4375 номеров, одна из них на 3475 номеров, размещалась на Б. Конюшенной, 29 (ул. Желябова), а другая, емкостью 900 номеров, на Васильевском острове, в доме № 8 в Бугском переулке.
29 сентября 1900 г. сроком на 18 лет Городская телефонная сеть Санкт-Петербурга была передана Петербургскому городскому общественному Управлению (Городской Управе). С этого момента абонентская плата за пользование телефоном снизилась до 49 рублей 50 копеек в год для частных квартир и до 71 рубля 50 копеек для общественных заведенный: ресторанов, вокзалов, театров и магазинов. Все сооружения Петербургской ГТС были оценены в 35 800 рублей, и с этой стоимостью она была принята в полночь на 1 ноября 1901 г. в управление городской Управой.
С переходом Петербургской телефонной сети в ведение городской Управы было принято решение о реконструкции и расширении телефонной сети, т. к. существующие линейные и станционные сооружения сети уже совершенно не обеспечивали связь и резко возросшую потребность в развитии телефонной связи в Санкт-Петербурге.
Монтаж на новой телефонной станции коммутаторов ЦБ двухгрупповой системы был выполнен на Б. Морской ул., 22. До постройки станции в этом доме размещались полицейские учреждения и проживали жильцы. Работы по приспособлению здания для телефонной станции были закончены в 1904 г. Смонтировано станционное оборудование, емкость которого первоначально обеспечивала возможность включения 6000 абонентов. Открытие этой станции состоялось 1 января 1905 г.
Строительство двухгрупповой телефонной станции ЦБ в Санкт-Петербурге и дальнейшие работы по ее расширению выполняла фирма «Гейслер и К°». Эта фирма также поставляла и телефонные аппараты.
Строительство подземной телефонной канализации Санкт-Петербурга было начато в 1903 г. и выполнялось на подрядных условиях и по договору в начале американской фирмой «Американ-Кондит» и ее представителем Каммингсом, а затем, с августа 1904 г., итальянцем Гвиди.
Открытие новой станции состоялось 1 мая 1905 года. Однако монтированная емкость в 40 000 номеров была полностью задействована только в 1912 году. В 1917 году в столице Российской империи функционировали 57 365 номеров.
С постройкой канализации появилась возможность упразднить воздушные проволочные линии и вводы, а в центральной части города заменить их подземными кабельными вводами. К 1 января 1910 г. общая длина подвешенных кабелей на Петербургской телефонной сети достигла 161 км.
Устройство абонентского ввода с воздушной стоечной линии осуществлялось через отверстие в раме окна. Для этого на самом краю крыши здания нужно было устанавливать изогнутую стойку с двумя изоляторами, так называемую «лапку», с которой провода шли параллельно стене к изоляторам, укрепленным на штырях около окна, и через раму, которой вводились через предохранитель к телефонному аппарату у абонента. Работа по устройству воздушных абонентских вводов были очень трудны и опасны, особенно в зимнее время, когда малейшее неверное движение на покрытой снегом крыше могло привести к несчастью. В 1950 г. на Ленинградской городской телефонной сети было запрещено применение «лапок».
Монтированная емкость Петербургской телефонной станции в 40 000 номеров в 1912 г. была уже полностью задействована, хотя при проектировании предполагалось, что количество телефонов к концу концессионного периода, т. е. к 1919 г. будет не более 34 000. Фактически же на 1 (14) января 1914 г. в городе уже было 49 860 телефонов.
Кризис телефонной сети
В 1917 г. овладение Петербургской городской телефонной станцией стало одной из первоочередных задач руководителей вооруженного восстания. Взять Городскую телефонную станцию было поручено солдатам Кексгольмского полка.
Все телефоны Зимнего дворца и штаба Петроградского военного округа были тотчас выключены, а телефоны Смольного включены. Попытки юнкеров днем 25 октября 1917 г. снова захватить телефонную станцию успеха не имели. Администрация Петроградской телефонной станции, следуя долгу, восприняла советский контроль с негодованием. Управляющий станцией агитировал техников и телефонисток к отказу от работы, а также включить отдельные телефоны Зимнего дворца.
В ночь на 29 октября 1917 г. большой отряд юнкеров на броневике около 6 часов утра вновь захватил Петроградскую городскую станцию. Под пулеметным огнем моряков, юнкеры были вынуждены покинуть баррикады и вступить в переговоры о прекращении вооруженного сопротивления. Вскоре на смену матросам, отбившим от юнкеров телефонную станцию, прибыл караул Кексгольмского и Павловского полков, работа на Петроградской телефонной станции была восстановлена. Но значительная часть телефонисток отказались работать. Пришлось надевать гарнитуры телефонисток и работать за коммутаторами солдатам – военным связистам. Они и обеспечили необходимую связь в Петрограде в тот напряженный момент. Вместе с ними работало несколько десятков телефонисток.
6 июня 1919 г. был издан декрет Совета народных комиссаров о национализации всех находящихся на территории РСФСР телефонных сетей с передачей управления и эксплуатации их Народному комиссару почт и телеграфов.
За время Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние телефонной связи в Петрограде ухудшилось, резко сократилась задействованная емкость телефонной станции, в неудовлетворительное состояние пришли станционное оборудование и линейные сооружения в городе. После окончания войны связисты Петроградской телефонной сети много сделали по ремонту и восстановлению телефонных сооружений города, но в сентябре 1921 г. произошел пожар, в результате которого на телефонной станции полностью прекратилась работа.
К началу 1922 г. на Петроградской городской телефонной станции было включено всего лишь 504 номера.
В 1924 г. городская телефонная связь в Ленинграде снова была нарушена. Из-за наводнения 23 сентября большинство линейных подземных кабельных сооружений оказались повреждены. Большая часть территории города оказалась под водой. Потребовалось выполнение большого объема работ по восстановлению поврежденных замокших кабелей.
В 1929 г. монтированная емкость ручной телефонной станции составляла 57 400 номеров. Однако эта монтированная емкость РТС оказалась совершенно недостаточной, вследствие резко возросшего спроса на городскую телефонную связь в Ленинграде. На основе разработанных в 1929-1930 гг. проектов переустройства телефонной сети в Ленинграде за период с 1933 по 1937 гг. были построены и введены в эксплуатацию первые 6 районных АТС машинной системы завода «Красная Заря», емкость 34 000 номеров.
После переоборудования 44 рабочих мест, монтированная емкость РТС была 50 200 номеров. Связь абонентов ручной телефонной станции с абонентами АТС осуществлялась при помощи телефонисток, производивших за абонента РТС набор требуемого номера АТС.
В 1934-1936 гг. после ввода новых АТС, в Ленинграде были созданы телефонные узлы с общим руководством Ленинградской телефонной дирекции. Образовалось большое хозяйство Ленинградской телефонной сети, с большим объемом сооружений и строительства новых АТС. Одновременно со строительством первых АТС в Ленинграде и последующие годы до 1941 г. на ЛГТС проводились большие работы по реконструкции и развитию линейных сооружений, в основном по устройству подземно-кабельных линий и сокращению воздушных подвесных кабелей и проводов абонентских линий. Многое было сделано в районах АТС по строительству подземной телефонной канализации, где до 1935-1937 гг. применялись бетонные прямоугольные метровые трубы с количеством от одного до трех отверстий, с внутренним диаметром отверстия труб 90 мм.
Годы войны
В 1941 г. все работы по реконструкции и расширению линейных сооружений Ленинградской телефонной сети были прекращены. К началу Великой Отечественной войны монтированная емкость была 101 120 номеров. В начале войны тяжелая обстановка создалась на Северо-Западном фронте. 13-15 сентября 1941 г. под Ленинградом время наивысшего накала военных действий. Все попытки врага прорваться к городу через Урицк, Пулковские высоты, Колпино захлебнулись и провалились благодаря стойкости и массовому героизму советских воинов. К концу сентября 1941 г. фронт под Ленинградом стабилизировался, немецкие войска перешли к обороне, началась 900-дневная тяжелая блокада Ленинграда.
В этих тяжелых условиях со всеми ленинградцами находились и связисты Ленинградской городской телефонной сети. Как и все жители блокадного Ленинграда, работники ЛГТС, невзирая на трудности, проявляя стойкость и мужество, выполняли много сложных новых работ, которые в довоенное время Ленинградской городской телефонной сети были не свойственны. Основной задачей всех работников ЛГТС было обеспечение беспроводной телефонной связью партийных и городских организаций, штаба Ленинградского фронта и воинских частей, обороняющихся на подступах к городу и в самом городе. Линейные сооружения ЛГТС использовались для радиовещания и оповещения жителей Ленинграда о воздушной тревоге, артиллерийских обстрелах и противовоздушной обороне.
Большое количество линий ЛГТС было предоставлено для связей городского штаба МПВО с районными штабами и объектами МПВО, а также и для прямых связей зенитно-артиллерийских частей, находящихся на улицах, площадях скверах Ленинграда.
Большую работу пришлось провести работникам ЛГТС в связи с решением военного совета Ленфронта о сокращении общего количества действующих телефонов в городе. За короткое время в Ленинграде было выключено около 50 000 телефонов. В этот период ЛГТС потеряла много высококвалифицированных работников.
В конце апреля 1942 г. на ЛГТС были развернуты восстановительные работы. Большую помощь оказали бойцы 374 отдельного батальона связи по монтажу и восстановлению поврежденных кабелей. На ЛГТС была введена круглосуточная работа спайщиков. Им в помощь из Москвы были присланы в Ленинград двадцать человек спайщиков. В Ленинграде из телефонисток и работников других профессий было подготовлено 100 человек спайщиков-девушек, которые успешно работали по восстановлению кабелей распределительной сети. Эти мероприятия помогли с июля 1942 г. обеспечить большие объемы восстановительных работ и достичь в августе 1942 г. перелома – исправлялось значительно больше, чем разрушалось. Сильно пострадали от обстрелов здания РТС и АТС.
Даже в суровое военное время руководство Управления думало о своих работниках, о будущем мирном времени. Ежегодно начальник Управления Ленинградской телефонной сети поздравлял женщин-сотрудниц с 8 Марта. В 1944 году, например, в праздничном приказе говорилось: «Женщины Управления городской телефонной сети принимали деятельное участие в обороне г. Ленинграда, овладевают техникой своего дела, изо дня в день повышают производительность труда, обеспечивая четкую работу телефонной связи города». В течение всего периода блокады в ЦТУ работала библиотека.
Задействованная емкость ЛГТС к маю 1945 года составила 46 000 номеров. Ущерб, нанесенный сооружениям предприятия в годы войны, был огромен – его удалось ликвидировать только в 1948 году.
Послевоенный период и конец XX века
В послевоенный период развернувшиеся в Ленинграде большие восстановительные работы и крупное жилищное строительство потребовали резкого увеличения развития городской телефонной связи. Выполняя поставленную задачу, ленинградские телефонисты начали решительно заменять РТС и АТС машинной системы на АТС декадно-шаговой системы. В этот сложный период телефонным хозяйством города заведовал Евгений Александрович Красноцветов. Под его руководством начался переход на новые АТС. Он лично руководил переключением 6000 номеров и подготовкой к эксплуатации декадно-шаговых АТС. В 1951 году Евгений Александрович стал директором Ленинградского электротехникума.
С 1947 по 1959 годы СМУ «Лентелефонстрой» совместно с работниками ЛГТС проводили работы по монтажу и вводу АТС декадно-шаговой системы особых поставок, реконструкции и расширению линейных сооружений и переключению 30 000 абонентов ручной телефонной сети на законченное монтажном оборудование Герценовской АТС в здании РТС на ул. Герцена, 22. После окончания монтажа была введена в эксплуатацию на ЛГТС первая АТС декадно-шаговой системы особых поставок.
Общая монтированная емкость телефонных станций ЛГТС на 1 октября 1954 г. составила 105 910 номеров. Прирост по сравнению с довоенным временем составил 4780 номеров. Ввод новых АТС с доведением монтированной емкости АТС ЛГТС, превышающей в 1954 г. довоенную монтированную емкость ЛГТС, все же не обеспечивал телефонной связью Ленинград. Особенно тяжелое положение с городской телефонной связью создалось к 1954 г. в районах новой застройки. Было необходимо дальнейшее строительство новых АТС. Однако строительство и ввод АТС лишь частично обеспечивали на ближайшие 2-3 года развитие телефонной связи в Невском, Кировском и незначительно в Ждановском районах Ленинграда. Но в остальных районах, особенно на Васильевском острове и Выборгской стороне, оставалось тяжелое положение с телефонной связью.
В 1954 г. Министерством связи СССР было дано указание руководству ЛГТС принять от Ленинградского областного управления связи все телефонные сооружения в пригородах и поселках, входящих в административное подчинение Ленгорисполкому.
Станционные сооружения пригородов в количестве 24 телефонных станций общей монтированной емкостью 5835 номеров и задействованной 3997 номеров были в основном системы МБ и ЦБ. Станционное оборудование телефонных станций этих пригородов требовало проведения срочных работ по ремонту и реконструкции.
ЛГТС для обеспечения надежной и высококачественной межстанционной связи пригородных АТС с Ленинградом выполнила огромный комплекс работ: по строительству типовых зданий АТС в пригородах, ликвидации мелких ручных телефонных станций с заменой их оборудованием АТС, по реконструкции линейных сооружений и по прокладке кабелей. Для прокладки кабелей, связывающих Кронштадт с Лисьим Носом и Ломоносовым, были сооружены подводные переходы через Финский залив.
В количественном и качественном отношении резко улучшилось положение дел со связью Ленинграда и Курортной зоной (Зеленогорск и поселки) по сравнению с периодом, когда эта связь обслуживалась ЛОПТУСом.
Во многом это объясняется огромной работой, проделанной старшим инженером Зеленогорской АТС Еремичевым Н. В., который с 1957 г. руководил этим ответственным участком.
10 августа 1964 года начальником Управления Ленинградской городской телефонной сети стал Вениамин Владимирович Малинников. Под его руководством и при непосредственном участии монтированная емкость телефонных станций Ленинграда увеличилась в 4 раза и в 1979 году составила 750 000 номеров. Были введены в строй первые АТС координатной системы отечественного производства, осуществлена реконструкция телефонной справочной службы города с использованием новейших в то время технических достижений – электронных коммутаторных устройств.
По инициативе В. В. Малинникова впервые в СССР в Ленинградской городской телефонной сети появился новый вид обслуживания населения – платная справочная служба «Сервис», была внедрена радиотелефонная связь «Алтай». За большие заслуги Мастер связи В. В. Малинников был награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, ордена Ленина и 8 медалями.
В 1976 г. была предоставлена прямая городская телефонная связь всем абонентам Петродворца с Ленинградом. Но кроме междугородных переговоров был и другой актуальный вопрос: переговоры внутри города, то есть введение в эксплуатацию большого числа монетных телефонных аппаратов. На 1 января 1929 г. на Ленинградской телефонной сети было их всего лишь 261 единица. Они состояли из обычного стенного телефонного аппарата, укрепленного на внутренней стене деревянной кабины и рядом с аппаратом укреплена металлическая литая коробка, внутри которой устанавливалась металлическая копилка. На верхней части металлической коробки – отверстие «личинка» для приема монеты и внутри коробки – направляющий монетопровод с группой пластин с прерывающим контактом, который был последовательно соединен с линией проводки. При опускании монеты вибрировали и в головном телефоне телефонистки прослушивался прерывающийся треск, после чего телефонистка обеспечивала нужное соединение.
В последующие годы руководством ЛГТС было многое сделано для развития монетных автоматов. После ввода АТС на Ленинградской телефонной сети широко внедрялись новые монетные автоматы-таксофоны.
На 1 января 1941 г. на ЛГТС было 2660 действующих в городе монетных таксофонов, но с начала Великой Отечественной войны и на весь период блокады Ленинграда количество действующих таксофонов было 281, остальные отключены. Одновременно с развитием монетных таксофонов руководство ЛГТС организовало для них в 1960 г. изготовление металлических кабин.
Для улучшения контроля и обслуживания монетных телефонов-автоматов в 1954 г. работниками производственной лаборатории УЛГТС был разработан специальный контрольный пульт на 200 включенных в него телефонов-автоматов. Указанные контрольные пульты успешно внедрены на ЛГТС и в ряде городов на ГТС.
5 мая 1993 года на базе Государственного предприятия связи и информатики Ордена Трудового Красного Знамени «Ленинградская городская телефонная сеть» в результате приватизации было образовано акционерное общество открытого типа «Петербургская телефонная сеть» с сохранением существовавшей структуры.
В XXI веке
Телефонная сеть Санкт-Петербурга изначально имела интернациональный характер. Сотрудничество с фирмами СИММЕНС и ЭРИКСОН зародилось в год рождения телефонной сети нашего города, летом 1882 г.
«С изменением жизни в России компания адаптировалась к работе в иных экономических условиях, сформировав новую корпоративную культуру и привлекая клиентов качеством, разнообразием и доступностью своих услуг. Работники Петербургской телефонной сети постоянно следят за всеми изменениями на рынке связи и предоставляют широкий спектр выгодных и привлекательных услуг высокого качества, разработанных на базе новейших технологий. Все это дает возможность учесть потребность индивидуальных и корпоративных клиентов во многих видах телекоммуникационных услуг. Постоянное совершенствование деятельности позволило компании заслужить доверие абонентов.
С такими возможностями можно смотреть в будущее. Залог успеха – профессионализм и опыт менеджеров, инженеров, техников, а также прекрасные традиции, сложившиеся за стодвадцатилетний период»[1].
28 ноября 2001 года ОАО «Петербургская телефонная сеть» было переименовано в ОАО «Северо-Западный Телеком», став базовой компанией для объединения операторов электросвязи Северо-западного региона России.
Более 3,5 тысяч работников ПТС повысили квалификацию и прошли переподготовку. В течение двух последних лет на предприятии не выявлено ни одного случая профзаболеваний.
Городская телефонная сеть технически готова к переходу на повременную систему оплаты. Соответствующим оборудованием оснащено 98% монтированной емкости.
Борзаков Александр Александрович, 2003 г.