Говоря о моторных маслах, я не буду останавливаться на том, какие бывают масла по своей основе и классу – об этом много и достаточно подробно написано, в том числе и в - «За рулем» и др. То, что синтетическое масло лучше – факт, а что это за масло? Полностью синтетическим маслом называют масло, в структуре основы которого количество синтетических составляющих может быть не менее 60, и даже 30%. До 100% синтетических составляющих моторное масло никогда не дотягивает. А в, так называемой, полусинтетике это количество менее 30%.
И если минеральное масло (основа) получается путем очистки нефтяного сырья, т. е. естественным путем, то синтетические составляющие получают путем синтеза, чаще всего из молекул природного газа, как источника наиболее чистого химического сырья.
В частности для «Мобил» основным производителем синтетических составляющих является крупнейший в Европе завод полиальфаолефинов (ПАО) на севере Франции – около городка Гравеншон, который оставляет для собственных нужд менее половины общего выпуска ПАО – большую часть раскупается его конкурентами.
ПАО – наиболее распространенная основа синтетических масел. Исходное сырье – доступный и дешевый газ-этилен. Это простейший представитель олефинов, получаемый в огромных количествах при коксовании каменного угля и пиролизе нефти. На предприятиях химического синтеза молекулы этилена сцепляют друг с другом: если в образовавшейся цепочке тысячи звеньев, получается пластмасса – полиэтилен, а если всего десять – полуфабрикат для производства ПАО, децен-1. На Гравеншонском заводе его полимеризуют с помощью водорода, при этом двойные связи между атомами углерода расцепляются, перебрасываются мостики к соседним молекулам – образуются триммеры, тетрамеры и т. д.
Для того, чтобы осуществить выбор моторного масла, при имеющемся ныне их многообразии или анализируя разные его сорта и виды, важно чётко представлять для чего используется этот продукт, или какова основная функция масла. Самое интересное, что таких функций несколько, а именно:
1. защита от износа – это та, основная функция, о которой все знают;
2. охлаждение (да, да – помимо антифриза, роль охладителя двигателя выполняет и моторное масло, особенно на авто с воздушным охлаждением – на некоторых автомобилях установлены даже масляные радиаторы) – с одной стороны, масляная плёнка значительно снижает трение металлических деталей и тем самым препятствует образованию высоких температур, а с другой – масло берет на себя часть температуры двигателя от сгорающего при высоком давлении и столь же высокой температуре топлива и, перемещаясь в картер, это тепло отводит, при этом на «старое» место поступает «свежее», остывшее масло из картера;
3. уплотнение – при сгорании топлива образующиеся газы, которые находятся в камере сгорания под большим давлением, не удерживались бы поршневыми кольцами без тонкой масляной плёнки, которая заполняет имеющиеся зазоры (как бы плотно не прилегали к стенкам цилиндров кольца, зазоры всё равно остаются), успешно препятствует прорыву газов в картер и направляет всю их энергию на движение поршня;
4. защита от коррозии – газы, образующиеся при сгорании топлива, а также несгораемые примеси, такие как вода, сера неблагоприятно влияют на металлические детали двигателя, и препятствует этому - все та же масляная пленка;
5. очистка двигателя (мойка) трущихся пар, каналов двигателя и пазов поршневых колец – «вынос» на фильтр частичек износа двигателя и продуктов распада масла.
Теперь, с учетом этого, а также того, что кинематическая вязкость (горячая – при 100 градС) для новых и неизношенных двигателей должна быть в пределах 10-12,5 сСт (мм2/с), а для изношенных - предпочтительно выбирать большую, глянем в первую таблицу. Учтем еще и такой параметр, как динамическая вязкость, поскольку каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями это вязкости при температуре, отличающейся на 10 градС. Первое из них дает потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, а второе – о предельной температуре, при которой масляный насос будет прокачивать масло под давлением в процессе холодного пуска. Предельная температура прокачиваемости обязательно ниже, чтобы при холодном пуске избежать сухого трения в узлах, смазываемых под давлением.